Методология "Счастливая ERP-система": Введение

Почему проекты так сложны?

  • Априорная неопределенность:
    • Целей
    • Требований
    • Критериев успеха
    • Возможностей технологий (новых продуктов)
  • Наследие: существующие на предприятии ИС, сделанные в них инвестиции, сложившиеся приемы управления и бизнес-процессы.
  • "Что завтра?": какие технологии появятся, что они потребуют для использования и как их применять, какова их совокупная стоимость владения, как изменится бизнес-контекст (конъюнктура, требования регуляторов и проч.).
  • Альтернативы выбора проектных решений:
    • Виды систем
    • Программные продукты, их платформы и готовые решения
    • Способы реализации: что-то можно делать самостоятельно, а что передать партнеру по внедрению

Что дает услуга

  • Принять правильные решения на всех ключевых стадиях и этапах проекта, понимать и оценивать последствия этих решений.
  • Возможность обнаружить уязвимости проекта как можно раньше и тем самым сберечь нервы и деньги (прямые потери и упущенную выгоду - 20-30% с точки зрения прямых на проект, до 50% с точки зрения совокупной стоимости владения).
  • Получить качественную проектную документацию, как для отчетности для вышестоящей инстанции, так и для того, чтобы сохранить рабочую память проекта, повысить культуру и зрелость проектного управления, снизить издержки при поиске исполнителей проекта.

Когда услуга актуальна

Несколько проектных симптомов, которые вызывают у вас беспокойство и ответный интерес к данной услуге:
  • Идея замены информационной системы принесена откуда-то со стороны и замыкается в значительной степени на конкретную личность.
  • Проектные подходы и инструменты не соответствуют уровню информационной системы (примитивное управление проектом внедрения).
  • Часто звучат высказывания применительно к новой информационной системе "сделайте все по образцу – как в «старой» системе".
  • Нет преемственности – отсутствуют признаки участия тех, кто создавал и поддерживал «старую» систему, если таковая была.
  • Изолированность проектной группы от других сотрудников предприятия («никто не знает, что они делают»).
Помимо неэффективности и заблуждений, проект может натолкнуться на злоупотребления.

Вот типичные способы "погреть ручки" на неопытности и неосведомленности заказчика:
  • Завысить число пользовательских лицензий, а следовательно, стоимость проекта.
  • Завысить уровень лицензий (условно говоря, не "стандарт", а "премиум"), тем самым завысить стоимость проекта.
  • Завышать объемы выполняемых работ, а следовательно, стоимость проекта.
  • Будучи официальным партнером софтверного вендора, заключить договор на продажу лицензий на программное обеспечение и оказание услуг по внедрению, сознательно не исполнять обязательства по работам, расторгнуть договор, но вернуть оплату только за невыполненную работу, деньги за лицензии в соответствии с условиями разделения доходов от продажи между партнером и вендором "прикарманить" (мол, уже перечислены, глобальному вендору, и если хотите, судитесь с ним).
  • "Мухлевать" со стандартной и "кастомизированной" функциональностью программного продукта: выдавать функции, разработанные вендором, за впервые разработанные специально для клиента (возможно, с "микроскопическими" правками). Как вариант умалчивать о стандартных функциях в новых версиях продукта и предлагать свои собственные "кастомизации" - ранее созданные для предыдущих версий и проектов.
Защита от ошибок и злоупотреблений только одна - объективный (научный, доказательный) подход к проекту внедрения.

О стоимости услуги

Гибкое и адекватное ценообразование - как следствие из наших возможностей держать издержки на минимальном уровне, управлять сочетанием текущих доходов ("здесь и сейчас") и доходов будущих периодов ("по достижении измеримого результата"), и способности получать дополнительные бенефиты в виде интереса и удовольствия от решения сложных профессиональных задач. Поэтому на выбор заказчика несколько способов расчета вознаграждения:
  • "Фиксированный гонорар".
  • "Часовая ставка": оплата затраченного рабочего времени.
  • "Процент с экономии": если предложенные проектные решения позволяют уменьшить начальную стоимость проекта, то заранее оговоренная часть сэкономленных средств выплачивается в качестве вознаграждения.

Терминология и сокращения

Как я определяю следующие термины и сокращения (список будет пополняться):
  • ИС - Информационная система: средство для сбора, хранения, обработки и передачи информации.
  • ИТ-решение (для автоматизации управления): готовая к использованию ИС (или ее часть, подсистема), адаптированная или настроенная под потребности заказчика.
  • (программное) Приложение: часть ИС с относительно узкой областью применения и относительно ограниченным набором функций, предполагающая для своей работы некоторую платформу (технологическую основу, инфраструктуру), например, операционную систему, или специальную среду исполнения (Java, .Net, клиент-серверные компоненты ERP-системы и др.).
  • КИС - Корпоративная информационная система: ИС предприятия, с использованием которой осуществляется управление его деятельностью. КИС может охватывать области операционной деятельности (закупки, склад, производство, продажи), управление жизненным циклом продуктов, управление фондами, управления финансами, управление персоналом. В некоторых случаях КИС - это комплексная информационная система управления класса ERP, в других - набор интегрированных ИТ-компонентов. "Зоопарк" ("лоскутная автоматизация") - это не КИС. Но если компоненты действительно интегрированы, то это КИС.
  • ERP - от англ. Enterprise Resource Planning, Планирование ресурсов предприятия: является бизнес моделью (концепцией, системой взглядов, методологией, структурой) для планирования использования всех ресурсов предприятия - начиная с уровня стратегического планирования до уровня исполнения. В рамках этой методологии процессы предприятия интегрируются, что обеспечивает их предсказуемость, а менеджмент предприятия реализует функции учета и отчетности. ERP-система - это информационно-технические инструменты (или программное обеспечение), которые связывают процессы предприятия в автоматизированном режиме и позволяют информации перемещаться по отделам предприятия, а бизнес-операциям осуществляться более рационально. ERP-системы эффективно организуют сбор, хранение и обработку данных для анализа и принятия решений. Эти системы организованны в виде модулей, обеспечивающих работу в таких областях как финансы, маркетинг, управление людскими ресурсами, снабжение, хранение, производство,  дистрибуция и некоторые другие. Все модули системы используют общую базу данных, обновляемую в реальном времени. / На основе словаря Американского общества управления производством и запасами - APICS The Association for Operations Management
  • CRM - от англ. Customer Relationship Management, Управление отношениями с клиентами: "управленческое мировоззрение", концепция менеджмента и реализующее ее программное обеспечение (CRM-система), нацеленные на сбор и обработку данных о клиентах (как уже состоявшихся, так и перспективных), а также осуществленных с ними взаимодействиях (звонки, встречи, продажи и др.) для глубокого понимания их (клиентов) ожиданий, потребностей, возможностей, и отражения этого понимания в текущую и будущую деятельность предприятия.
  • WMS - от англ. Warehouse Management System, Система управления складом: система учета / контроля товаров на складе (количество, серийные номера, срок годности и др.), планирования и выполнения складских операций (приемка, размещение, подбор, отгрузка, кросс-докинг и др.), оптимизации складского пространства и др.
  • BI - от англ. Business Intelligence, Бизнес-интеллект, Бизнес-понимание: инструменты анализа данных, поддерживающие их извлечение из различных источников, очистку (удаление "шумов"), визуальные представления, обнаружение закономерностей (правил), обладающие свойством интерактивности при взаимодействии с пользователем и др.
  • Бизнес-процесс: процесс управления (администрирования) тем или иным экономическим аспектом деятельности предприятия. Подчеркиваю, это процесс, связанный с обработкой информации (на любых носителях), в отличии от технологического процесса - процесса материального (товары) или нематериального (услуги) производства. Например, вести учет затрат на расходные материалы и рабочее время персонала применительно к уборке офиса - это часть бизнес-процесса, исполнять саму процедуру уборки - это технологический процесс. Бизнес-процессы состоят из задач, информационных связей между этими задачами и исполнителей.
  • BPM - от англ. Business Process Management, Управление бизнес-процессами: набор концепций, методов и технических средств (BPM-система), позволяющих формализовать часть процессов управления предприятием и процессов сбора, обработки и передачи информации, до уровня чтения их описания и командного исполнения компьютером. При этом обеспечивается возможность сбора и анализа статистических данных о выполнении процессов (экземпляров). На практике выделяются две части: инструментальная - для описания / моделирования процессов и исполнительная - "движок" бизнес-процессов.
  • Стадия (жизненного цикла КИС, или стадия проекта внедрения КИС): период в пределах жизненного цикла системы, относящийся к состоянию системного описания или непосредственно к самой системе (из ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288). Методология "Успешный ИТ-проект" оперирует стадиями: "Диагностика", "Анализ", "Дизайн", "Производство", "Развертывание и запуск" (по аналогии со стадиями методологии Microsoft Dynamics Sure Step).