Счастливая ERP-система

Консультационная услуга "Счастливая ERP-система".Введение


Навигатор в океане проектных возможностей и рисков: поддержка заказчиков и исполнителей в проектах внедрения систем класса ERP, CRM, BPM, BI, AI и производных решений для автоматизации бизнеса - это альтернатива интуитивному и стихийному управлению проектом внедрения

В парадигме ИТ-рынка, когда ИТ - это только товар для купли-продажи, клиент рискует стать "лохом" :-) в результате целенаправленных недобросовестных действий, ошибок или стечения обстоятельств. Страховка - это научный, объективный, доказательный подход к ведению проекта...

Диагностика

Какова цель новой системы и что она из себя будет представлять, есть ли ограничения и как их преодолеть, каков масштаб проекта и сколько он может стоить, как проект должен быть реализован, как найти и выбрать исполнителей - все это в поле зрения стадии "Диагностика". И если нет ясности в любом из этих вопросов, то вы теряете деньги.

Анализ

Как извлечь и обработать требования к системе, как убедиться, что не забыто самое главное, что может быть реализовано готовыми и доступными на ИТ-рынке решениями, а что новое нужно создать в рамках проекта, каковы реалистичные границы проекта по стоимости и содержанию работ - все это в поле зрения стадии "Анализ". Как и на предыдущем этапе: если нет ясности, то вы теряете деньги.

Проектирование

Сколько на самом деле вариантов воплощения (настройки и разработки) программного решения, какой вариант оптимален и почему, как заглянуть в будущее с использованием моделирования и прототипирования - все это в поле зрения стадии "Проектирование" (или "Дизайн"). Здесь потенциальные потери - более тонкая материя. Если подрядчики "напилили" вам, что умели и что "прокатывало на ура у других" - возможно, вам повезло. Но пойдете вы дальше не с тем, что идеально для вас, а с тем, что идеально для них...

Производство

Как создать техническую среду и протестировать создаваемые программные приложения, как сделать их код пригодным для усовершенствования и дополнения в будущем - все это в поле зрения стадии "Производство". Реализацию лучше отдать тем, кто "набил руку" - техническим мастерам-профессионалам.

Развертывание и запуск

Как перейти со старой системы на новую, как убедиться, что в новой системе нет скрытых проблем для бизнеса, как не остаться один на один "в случае чего" и подготовить команду поддержки, чему и как обучать пользователей - все это в поле зрения стадии "Развертывание и запуск". С этого этапа начинаются "длинные деньги" (все "низко растущие яблоки" подрядчиком сняты). Поэтому контроль за тонкой настройкой организационно-технических процессов - только плюс для заказчика-пользователя.


Периодически повторяю своим коллегам: информационную систему уровня предприятия (да и отдела тоже) нельзя купить - ее можно только построить. "Строить" для меня - управлять реализацией замысла. Поэтому речь не о том, чтобы писать программный код... Даже приобрести, настроить, запустить и поддерживать тиражируемое решение - это все про "построить". Если кто-то думает, что куплю "готовенькое" и буду "юзать", например, из облака и "никаких проблем", то для решений сложнее, чем "три кнопки" это не прокатит. А решения для автоматизации управления всегда сложнее, чем "три кнопки". Не теряйте время и не выбрасывайте деньги на ветер...

Терминология и сокращения

Как я определяю следующие термины и сокращения (список будет пополняться):
  • ИС - Информационная система: средство для сбора, хранения, обработки и передачи информации.
  • ИТ-решение (для автоматизации управления): готовая к использованию ИС (или ее часть, подсистема), адаптированная или настроенная под потребности заказчика.
  • (программное) Приложение: часть ИС с относительно узкой областью применения и относительно ограниченным набором функций, предполагающая для своей работы некоторую платформу (технологическую основу, инфраструктуру), например, операционную систему, или специальную среду исполнения (Java, .Net, клиент-серверные компоненты ERP-системы и др.).
  • КИС - Корпоративная информационная система: ИС предприятия, с использованием которой осуществляется управление его деятельностью. КИС может охватывать области операционной деятельности (закупки, склад, производство, продажи), управление жизненным циклом продуктов, управление фондами, управления финансами, управление персоналом. В некоторых случаях КИС - это комплексная информационная система управления класса ERP, в других - набор интегрированных ИТ-компонентов. "Зоопарк" ("лоскутная автоматизация") - это не КИС. Но если компоненты действительно интегрированы, то это КИС.
  • ERP - от англ. Enterprise Resource Planning, Планирование ресурсов предприятия: является бизнес моделью (концепцией, системой взглядов, методологией, структурой) для планирования использования всех ресурсов предприятия - начиная с уровня стратегического планирования до уровня исполнения. В рамках этой методологии процессы предприятия интегрируются, что обеспечивает их предсказуемость, а менеджмент предприятия реализует функции учета и отчетности. ERP-система - это информационно-технические инструменты (или программное обеспечение), которые связывают процессы предприятия в автоматизированном режиме и позволяют информации перемещаться по отделам предприятия, а бизнес-операциям осуществляться более рационально. ERP-системы эффективно организуют сбор, хранение и обработку данных для анализа и принятия решений. Эти системы организованны в виде модулей, обеспечивающих работу в таких областях как финансы, маркетинг, управление людскими ресурсами, снабжение, хранение, производство,  дистрибуция и некоторые другие. Все модули системы используют общую базу данных, обновляемую в реальном времени. / На основе словаря Американского общества управления производством и запасами - APICS The Association for Operations Management
  • CRM - от англ. Customer Relationship Management, Управление отношениями с клиентами: "управленческое мировоззрение", концепция менеджмента и реализующее ее программное обеспечение (CRM-система), нацеленные на сбор и обработку данных о клиентах (как уже состоявшихся, так и перспективных), а также осуществленных с ними взаимодействиях (звонки, встречи, продажи и др.) для глубокого понимания их (клиентов) ожиданий, потребностей, возможностей, и отражения этого понимания в текущую и будущую деятельность предприятия.
  • WMS - от англ. Warehouse Management System, Система управления складом: система учета / контроля товаров на складе (количество, серийные номера, срок годности и др.), планирования и выполнения складских операций (приемка, размещение, подбор, отгрузка, кросс-докинг и др.), оптимизации складского пространства и др.
  • BI - от англ. Business Intelligence, Бизнес-интеллект, Бизнес-понимание: инструменты анализа данных, поддерживающие их извлечение из различных источников, очистку (удаление "шумов"), визуальные представления, обнаружение закономерностей (правил), обладающие свойством интерактивности при взаимодействии с пользователем и др.
  • Бизнес-процесс: процесс управления (администрирования) тем или иным экономическим аспектом деятельности предприятия. Подчеркиваю, это процесс, связанный с обработкой информации (на любых носителях), в отличии от технологического процесса - процесса материального (товары) или нематериального (услуги) производства. Например, вести учет затрат на расходные материалы и рабочее время персонала применительно к уборке офиса - это часть бизнес-процесса, исполнять саму процедуру уборки - это технологический процесс. Бизнес-процессы состоят из задач, информационных связей между этими задачами и исполнителей.
  • BPM - от англ. Business Process Management, Управление бизнес-процессами: набор концепций, методов и технических средств (BPM-система), позволяющих формализовать часть процессов управления предприятием и процессов сбора, обработки и передачи информации, до уровня чтения их описания и командного исполнения компьютером. При этом обеспечивается возможность сбора и анализа статистических данных о выполнении процессов (экземпляров). На практике выделяются две части: инструментальная - для описания / моделирования процессов и исполнительная - "движок" бизнес-процессов.
  • Стадия (жизненного цикла КИС, или стадия проекта внедрения КИС): период в пределах жизненного цикла системы, относящийся к состоянию системного описания или непосредственно к самой системе (из ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288). Методология "Успешный ИТ-проект" оперирует стадиями: "Диагностика", "Анализ", "Дизайн", "Производство", "Развертывание и запуск" (по аналогии со стадиями методологии Microsoft Dynamics Sure Step).