Главная‎ > ‎

Заметки на полях


О программе исследований "Свободные и открытое ПО для автоматизации управления"

posted Jun 22, 2019, 7:35 AM by Alexander Stepanov   [ updated Jun 22, 2019, 7:59 AM ]

В рамках возобновленных исследований по программе "Свободное и открытое ПО для автоматизации управления" я буду фокусироваться на поиске ответов на следующие вопросы:
  1. Могут ли предприятия построить свои автоматизированные системы управления (ERP, CRM, BI, BPM и др.) на основе "открытого кода": какого типа могли бы быть эти предприятия, какие именно технологии и компоненты могут быть использованы, с кем и как кооперироваться и т.д.
  2. Как использовать "открытый код" в образовании по "менеджерским" (пользовательским) направлениям подготовки: что именно применить в учебном процессе, как его организовать и обеспечить учебно-методическими материалами.
  3. Как разработать программный продукт и получить возможность жить самому и развивать свое дело на основе "открытого кода".
Сразу два замечания:
  • Сегодня я не знаю ответы на все эти вопросы, но надеюсь узнать или найти решения в процессе исследований.
  • Этому направлению я могу посвятить небольшую часть времени, а полученные результаты будут проходить процедуру регистрации авторства и апробации, поэтому не ждите результатов в самом скором времени. Таким образом, мне некуда торопиться - мне важно найти "истину", но если вы заинтересованы в ускорении процесса, то можете принять участие и инвестировать свои ресурсы.
Александр А. Степанов

Транслогистика: позвольте своим сотрудникам лучше относиться к вашей компании и их собственному труду

posted Jun 19, 2019, 8:21 AM by Alexander Stepanov   [ updated Jun 20, 2019, 8:51 AM ]

https://sites.google.com/site/erpacademies/home/notes/_draft_post/vs-excel.png
Зачастую персонал дистрибьюторских фирм, выполняющий функцию диспетчера, вынужден задерживаться на работе: после того как в течение рабочего дня оформлялись заказы "на завтра", им приходится заниматься рутинным планированием - распределять эти заказы по транспортным средствам (водителям). А зачастую и планировать сами маршруты, так как последовательность точек доставки может определять последовательность загрузки автотранспорта на складе. Заниматься всем этим в районе восьми вечера утомительно, поэтому "копаться с оптимизацией доставки" вряд ли кто-то захочет - поскорей бы домой... Как следствие, в некоторых сценариях может задерживаться и склад с подготовкой к отгрузке и печатью сопроводительных документов.

Помимо нагрузки на персонал, можно недополучить прибыль, если вынужденно регламентировать процессы по правилу типа: "заказы на завтра принимаются строго до пяти вечера текущего дня" - как раз по причине необходимости выполнения подготовительных операций.

Лучше поручить "вычислительную рутину" компьютеру. Чего проще, подготовить строчки с заказами в Excel, в нем же список водителей / транспортных средств, загрузить в систему моей авторской разработки (https://sites.google.com/view/vials-system), и за две-три минуты получить план доставки, заодно распечатать загрузочные листы и разослать маршрутные листы по адресам электронной почты водителей.

Пусть компьютер трудится, а ваши люди отдыхают - готовят себя к решению действительно сложных задач, достойных человека...

Готовое ПО + Платформа + Методология = Оптимальная транслогистика

posted Jun 17, 2019, 7:32 AM by Alexander Stepanov   [ updated Jun 17, 2019, 7:42 AM ]

Если надумаете спроектировать и реализовать свою Transportation Management System (а почему бы и нет? - всегда можно привнести что-то новое, или создать систему исключительно под себя, или "превратить одну систему в другую", например, расширить свою ERP- или CRM-систему какими-то отдельными, но очень важными для вас функциями"), то настройтесь на решение следующих задач (на том или ином - приемлемом для вас, техническом уровне) - см. схему к заметке.

Эту схему я подготовил на основе собственного опыта разработки. Как видите, перечень областей не такой уж и маленький, поэтому, я предлагаю подумать вам над следующим решение.

Решение состоит из трех компонентов:
Программный продукт готов к использованию "из коробки" (это решение начального уровня): если ваше предприятие еще не использует средства автоматизации для транслогистики, то можете приобщится к таким ИТ, просто установив систему и начав ее использовать, тем самым получая ощутимую экономическую выгоду и формируя новую управленческую культуру.

Каждый блок платформы может быть реализован по-разному: с учетом технических и экономических ограничений. В решении начального уровня все сделано с максимальной выгодой для заказчика: используются бесплатные и простые механизмы для решения соответствующих подзадач.

Благодаря методологии внедрения, вы сможете управлять - контролируемо, предсказуемо и гарантированно с пользой для прдприятия развивать свою систему управления процессами транспортировки.

Для краткой заметки это пока все.

Александр А. Степанов

Свободные и открытые ИКТ для автоматизации управления

posted Jun 17, 2019, 6:09 AM by Alexander Stepanov   [ updated Jun 17, 2019, 6:10 AM ]

Открываю новую страницу просветительского проекта о свободных и открытых ИКТ (ERP, CRM, BI, BPM и др.). Ключевой момент!: теперь не место категоричным субъективным оценкам - работа переводится в объективное здравомыслящее русло. Без пропаганды. Только логика и свобода мышления. Проект, как и был ранее, не коммерческий, но направлен на создание новых долгосрочных экономических возможностей.

Какие вопросы на повестке:
  • Ценность свободных и открытых технологий: для кого?, в чем?, как достичь? и т.п.
  • Тенденции и направления, фундаментальные факторы успеха и причины возможных неудач.
  • Как подготовится?: образование, специальная подготовка, установление связей, проверка необходимых условий.
  • Организация новых проектов и участие в существующих.
Присоединяйтесь! Обогащайте своим опытом и устремлениями нашу совместную работу.

Александр А. Степанов

Человек VS. компьютер: о доминирующей роли в транслогистике

posted Jun 4, 2019, 7:03 AM by Alexander Stepanov   [ updated Jun 15, 2019, 1:11 AM ]

Как вы, наверное, знаете, ERPACADEMY (в моем лице) разрабатывает решение для оптимизации в транслогистике (https://sites.google.com/view/vials-system) - распределение заказов доставки по транспортным средствам и управление исполнением транспортной работы. Мне было интересно выяснить некоторые принципиальные моменты, связанные с разработкой; поводом для этого стала одна дискуссия с потенциальным клиентом. Поэтому я решил обсудить вопрос в группе "Практическая логистика" на Фейсбуке. Ниже привожу цепочку мнений.


Как видите, тема вызвала немалый интерес. А еще, в процессе этого обсуждения я раскрыл один очень важный, стратегический аспект своей разработки... 

Научно-технические направления ERPACADEMY

posted Jun 3, 2019, 3:02 AM by Alexander Stepanov   [ updated Jun 13, 2019, 2:28 AM ]

Проекты ERPACADEMY выполняются на основе и с учетом результатов из различных областей человеческих знаний и научно-технических дисциплин, а также находятся под их прямым или косвенным влиянием. Чтобы описать это поле знаний и интересов, ниже использован "План фундаментальных научных исследований Российской академии наук на 2013 - 2020 годы". ERPACADEMY не участвует непосредственно в этих работах - План использован только в качестве "карты", чтобы донести до читателя сайта, на основе каких направлений фундаментальных исследований мы строим наши технологии и решения. Мы заинтересованы в первую очередь в применении "фундаментальных результатов" к нашим проектам, и в этом смысле мы занимаемся дизайном систем из готовых элементов, а не открытием / созданием самих этих элементов (компонентов).

"Третий глаз" диспетчера доставок

posted May 11, 2019, 1:11 AM by Alexander Stepanov   [ updated May 18, 2019, 9:02 AM ]

Уверен, что ваши диспетчеры, контролирующие доставки / поставки грузов - опытные и надежные ребята (скорее, девчата). И если что-то не так в заказах, например, странные характеристики грузовых единиц или неправдоподобные адреса точек доставки, то они сразу заметят это и свяжутся с ответственным менеджером для уточнения.

Но ошибки все равно не исключены. И мне кажется, что функции машинного интеллекта для обнаружения аномалий здесь вполне актуальны. Поэтому я внедрил их в свое авторское решение для оптимального управления доставками. Пока это простое по сути самообучение компьютерной программы ("без учителя", т.е. без данных-примеров) на основе кластерного анализа (два кластера - "норма" или "аномалия"), позволяющее обнаружить выбросы веса и объема грузов в строчках заказов доставки. Но также это легко расширить, например, на такой показатель, как удаленность точки доставки от склада - например, известно, что все наши клиенты расположены в черте города, но в список заказов попал клиент из пригорода (чтобы выявить ошибку до отправки спланированного маршрута в навигатор водителя).

Других примеров - огромное количество! Для каждого из вас важно что-то свое. И вместе мы (я и вы) можем это обсудить, и спроектировать решение специально для вашего предприятия. Реализовать подобного рода вещи можно как средствами открытых библиотек исходного программного кода, так и средствами готовых "облачных" сервисов вроде Azure Machine Learning...

Александр А. Степанов

"Кастомизированные" преимущества...

posted May 1, 2019, 12:42 AM by Alexander Stepanov   [ updated May 18, 2019, 9:02 AM ]

Два слова о преимуществах моего решения для оптимизации доставок грузов (на "последней миле"), а точнее - о преимуществах нашей совместной работы (Решение для оптимизации доставок).

Как совсем небольшой независимый разработчик я заинтересован в создании и поставке "кастомизированных" (адаптированных, уникальных) под конкретное предприятие решений. Что это значит?

Это значит, что вокруг относительно стандартного функционального ядра (метаэвристического алгоритма) для оптимального распределения грузов по транспортным средствам / курьерам и расчета маршрутов я предлагаю возможность выстроить слой эвристики (такого рода правила: "размещать грузы поменьше в транспортных средствах меньшего объема", или наоборот...).

Эти эвристики уникальны для каждого предприятия - заказчик сам их формулирует (на стадии анализа процессов и дизайна; моя методология представлена здесь - Счастливая ERP-система).

Будут ли этим заниматься крупные поставщики решений, поставщики стандартных "облачных" сервисов применительно к заказчикам малого и среднего бизнеса, т.е. выгодно ли им это?, мне кажется, вряд ли...

Александр Степанов

"Ингредиенты" успешного ERP-проекта: секреты системного аналитика

posted Apr 17, 2019, 1:35 AM by Alexander Stepanov   [ updated May 4, 2019, 7:52 AM ]

Что мешает многим проектам внедрения ERP-систем достичь максимальной эффективности? Отсутствие четкого целеполагания, отсутствие четкого образа будущего решения и его бизнес-ценности, отсутствие четкого плана движения к цели - не понимание задач, которые нужно решить. Это самые важные факторы любого проекта.

Для каждого проекта я синтезирую "экземпляр" методологии, адаптируя ее под специфику проекта. Мои основные ингредиенты (так сказать, "базовые классы"):
  • Архитектурный подход (Enterprise Architecture), который связывает воедино мотивацию (миссию, стратегические цели, бизнес-драйверы / факторы) с бизнес-архитектурой, архитектурой информации, архитектурой приложений и ИТ-инфраструктурой;
  • Процессы жизненного цикла систем (ИСО/МЭК 15288) + также мне очень нравится Microsoft Dynamics Sure Step своей конкретикой и прикладными аспектами (можно использовать не только для проектов на основе семейства продуктов Microsoft Dynamics);
  • "Учение" Генри Минцберга о базовых формах организационного управления;
  • Авторский подход на основе типового цикла управления (типовые задачи управления + замкнутые контуры управления с обратной связью): позволяет вести диалог с заказчиком - прояснять содержание проекта и формировать облик будущего решения для автоматизации.
Как можно увидеть, это мощнейший арсенал средств для преодоления множества проблем.

И помните, что "методология" - не значит "теория" или "много текста и слов"; в ряде случаев очень многое можно выразить графом, умещающимся на одной странице ("картой знаний"). Методология - это способ мышления, позволяющий построить дорожную карту проекта внедрения, и удержать проектную команду на маршруте движения к цели.

Александр А. Степанов

Бизнес-тренажеры: адаптированная реальность под нужды образования

posted Mar 20, 2019, 7:02 AM by Alexander Stepanov   [ updated Mar 22, 2019, 1:38 AM ]

Публикация ERPACADEMY "Проблемы использования ИТ - наследие из высшей школы: подходы к решению", все также актуальна как никогда. Хотите новую экономику? Тогда нужные новые менеджеры. Бизнес-тренажеры на основе реальных ERP / BI / и т.п.систем - отличное подспорье в этом деле. Нелишне отметить, что данная тема очень хорошо сочетается с планом фундаментальных научных исследований РАН (в частности, "Информационно-вычислительные системы и среды в науке и образовании. Разработка информационных инструментов деятельности учащегося и учителя и адаптация профессиональных инструментов из различных областей").

P.S. Бизнес-тренажер (симулятор) должен обладать гибкими настройками под различные сценарии обучения, быть интеллектуально-интерактивным и обеспечивать механику геймплея. Способов реализации этого я вижу несчетное количество...

Александр А. Степанов

1-10 of 10