Трансакционные издержки российской экономики: подходы к снижению на уровне предприятий (пример)

posted Jan 23, 2018, 12:55 PM by ERPACADEMY   [ updated May 12, 2018, 12:01 AM by Alexander Stepanov ]
Из дайджестов консалтинговых фирм:

«Минфин выпустил разъяснения, как правильно указать адреса покупателя и продавца в счете-фактуре. Реквизиты адреса безопаснее писать именно так, как они указаны в ЕГРЮЛ или ЕГРИП… Можно не обращать внимания, если в реестре адрес написан необычно, например, когда в ЕГРЮЛ в адресе есть сокращения и при написании использованы то заглавные, то прописные буквы. Минфин сообщал, что такой счет-фактуру не забракуют… Адрес можно дополнять определенной информацией. Минфин не против указания адресов со словами "Российская Федерация", "Россия" и "РФ"… Фактический адрес продавца или покупателя можно внести в дополнительные строки счета-фактуры… Узнать правильный адрес ИП для проверки сведений в счете-фактуре можно, обратившись в уполномоченный налоговый орган. Сведения из ЕГРИП вправе получить любой сотрудник организации…»1

Как следует из вышесказанного, содержание реквизита «адрес» в первичном документе может угрожать успеху сделки, повышает налоговые и штрафные риски и может поставить под удар репутацию предприятий.

При этом возможная неточность обусловлена системно – имеет место множественность источников данных, при работе с информацией могут возникнуть противоречия, также можно столкнуться с неоднозначностью самого процесса обработки информации. Рассмотрев структурную модель данной проблемы, можно выделить следующие элементы:
  1. Две информационные системы контрагентов (базы данных, БД1 и БД2 на схеме ниже);
  2. Информационная база КЛАДР (Классификатор адресов Российской Федерации на основе Государственного реестра адресов ФНС России)2;
  3. ФИАС (Федеральная информационная адресная система);
  4. Информационный источник в виде ЕГРЮЛ / ЕГРИП.
Итого пять элементов и семь связей / каналов (включая прямое информационное взаимодействие между контрагентами). В каждом канале могут возникнуть ошибки, в том числе при передаче и обработке данных (например, при неправильной работе интеграционного компонента / адаптера данных).

Во многих случаях такая структура на предприятии появляется не как результат проектирования, а как «исторический» процесс реагирования на изменения с надстраиванием технических элементов. Но если использовать ситуативный (реактивный) подход, то часто приходится корректировать данные вручную, создавать программные «заплатки» и т.п. Такие экстренные решения могут обойтись достаточно дорого. Прямые и косвенные издержки будут расти. Выделенные предприятием ресурсы для решения данной задачи могут быстро иссякнуть. А использование «заплаток», может отрицательно сказаться на функционировании всей системы автоматизированного управления предприятием в будущем.

Это и есть пример трансакционных издержек – невосполнимые потери отдельных субъектов и всей экономики в целом при взаимодействии в рамках осуществления экономической деятельности. Разумеется, они не исчерпываются только данным примером. И чтобы бороться с такого рода вызовами, нужно искать новые подходы.

Общим решением к снижению отрицательного влияния подобных проблем, может являться подход на основе архитектуры предприятия («enterprise architecture»). В рамках данного подхода выделяются подсистемы предприятия, отвечающие за внешнее взаимодействие: в данном случае, бэк-офисная подсистема обновления и использования адресной информации. Эта подсистема рассматривается на нескольких архитектурных уровнях: бизнес-архитектура, архитектура информации, приложения и технологическая инфраструктура. Также в рамках архитектурного подхода разрабатывается сам процесс обработки адресной информации - точки принятия решений и альтернативы действий (например, что делать, если данные из различных источников сопоставляются неверно). Также планируются и выделяются ресурсы для поддержания данной подсистемы. Спроектировав (продумав) структуру и настроив механизм работы, можно тем самым снизить трансакционные издержки.

Архитектурный подход к развитию предприятия на основе информационных технологий, позволяет предприятию не следовать в фарватере внезапных изменений, лучше понимать природу изменений, заранее готовиться и использовать соответствующие меры.

Если ваше предприятие постоянно сталкивается с «пробуксовкой» при функционировании информационных систем или вы замечаете связанные с этим потери и упущенную выгоду, вы можете обратиться к нам за проведением соответствующих исследований, а также за разработкой инструментов и решений.


1 АКГ «Деловой Профиль»: мониторинг изменений в законодательстве за период с 10.01.2018 по 22.01.2018.

2 ФНС прекращает поддержку КЛАДР с 31 декабря 2017 года.