Транслогистика на Microsoft Dynamics NAV и Power BI

Интеллектуальное управление транслогистикой



ERP-система - отправная точка и естественный путь для создания и развития системы управления перевозками: целостный взгляд на бизнес-процессы предприятия + платформа для интеграции цепочек формирования потребительской ценности (add value). Дополнив конфигурацию ERP-системы интеллектуальными компонентами можно получить полный контроль над процессами транспортной логистики.

Система оптимального планирования рейсов: распределяет заказы доставки (грузы) по транспортным средствам / курьерам и составляет оптимальные маршруты движения с учетом заданных "временных окон" ("доставить с" - "доставить до"), максимальной продолжительности рейса, ограничений транспортного средства на максимальный вес и объем груза, дорожной ситуации.

Веб-приложение на основе геоинформационного веб-сервиса: для мобильного доступа водителей / экспедиторов / курьеров к актуальной информации из бэк-офиса и любых других источников касательно выполнения транспортных задач. Не зависит от мобильных платформ: все, что нужно для работы - это веб-браузер.

Система поддержки принятия решений: анализ и прогнозирование показателей эффективности процессов транспортной логистики, интерактивный режим работы и отчеты для печати, отправка принятых решений в систему исполнения (ERP-систему).

Профиль пользователя решения
Тип
  • Торговые и производственные компании, доставляющие товары по точкам доставки (FTL)
  • Перевозчики сборных грузов (LTL)
  • Сервисные компании, перевозящие оборудование и персонал
  • Курьерские службы

Проблемы управления

  • Нет обзора всех задач по перевозке грузов (адреса, сроки, расстояния, направления)
  • Нет единой политики ценообразования и тарификации услуг перевозки
  • Нет обзора транспортных ресурсов (машины, водители, экспедиторы)
  • Неадекватное планирование (недогрузка / перегрузка, опоздания / простои и др.)
  • Нет возможности прогнозирования потребности в транспортных ресурсах (необходимый тоннаж, объемы, время эксплуатации) и их обеспечении (топливо, текущие расходы и др.)
  • Низкая экономическая безопасность (хищения и мошенничества)
Цели использования
  • Минимизировать "бумажную волокиту"
  • Повысить эффективность планирования (распределение заказов доставки по транспортным средствам, расчет маршрутов)
  • Объединить участников транспортно-логистических процессов в информационном пространстве в реальном времени
  • Прогнозировать сбои в логистической системе и принимать превентивные меры
  • Сделать процессы "прозрачными" и минимизировать хищения, потери и упущенную выгоду

Преимущества программного решения
  • Разрабатывается и внедряется на основе анализа архитектуры предприятия, системного подхода, теории управления и паттернов проектирования (методология ERPACADEMY Framework) - компания развивает свой организационный интеллект и начинает управлять стадиями жизненного цикла используемых информационных технологий (получает не только "рыбу", "удочку", но и осваивает новые методы "ловли")
  • Основано на "каркасе" ERP-системы (может быть от любого вендора или "open source"-сообщества)
  • Прогрессивный алгоритм оптимального планирования
  • Использует Google Карты и Bing Карты, предоставляющие самую актуальную информацию о дорожной сети
  • Продвинутые средства для анализа и прогнозирования

Функциональные возможности
Транспортные средства и водители
  • Учет паспортных и индивидуальных данных (типы и технические характеристики транспортных средств (ТС), государственный регистрационный и гаражный номера, нормы расхода ГСМ, номер водительского удостоверения, контактные данные, изображения / фотографии).
  • Привязка ТС к условиям хранения и перевозки грузов (температурный режим, влажность и т.д.).
  • Привязка ТС / водителей к зонам / секторам обслуживания клиентов.
  • Привязка ТС / водителей к складам приемки / отгрузки.
  • Автоматическая привязка контрагентов к зонам / секторам обслуживания на основе геолокационных (адресных) данных;
  • Автоматическая привязки контрагентов к складам на основе геолокационных (адресных) данных.
Рейсы
  • Регистрация:
    • номеров рейсов, ТС / водителей,
    • даты и времени выезда/ возвращения,
    • норм и фактически израсходованных ГСМ,
    • планового и фактически пройденного расстояния / затраченного времени,
    • перевезенной массы / объема грузов.
  • Печать сопроводительных документов (путевых и маршрутных листов).
  • Раздельный учет рейсов для внутреннего использования и на продажу (оплачиваемых контрагентом).
  • Аналитический учет по произвольному числу измерений (менеджеры / диспетчеры, ТС / водители / грузы / контрагенты / маршруты и т.д.).
Заказы доставки (транспортные заказы)
  • Расчет расстояний и продолжительности пути между адресами погрузки и разгрузки.
  • Расчет стоимости по различным методам тарификации (расстояние, время, масса / объем груза).
  • Возможность ценообразования на основе прогнозной себестоимости.
  • Печать / отправка по электронной почте сопроводительных документов (заказы доставки, накладные и др.).
  • Выставление и учет счетов за услуги доставки грузов (расчет и учет НДС и реализации на бухгалтерских счетах).
Интеграция с терминальными приложениями
  • «Электронный лист доставки» - интерактивное графическое веб-приложение с перечнем заданий на перевозку грузов, функциями навигации и уведомления (обратной связи с офисом) о выполнении заданий.
  • GPS / ГЛОНАСС-трекеры – настраивается опционально в соответствии с техническими требованиями заказчиков.
Планирование поставок / доставок
  • Оптимизация распределения заказов доставки / поставки по ТС с учетом ограничения по массе / объему, «временными окнами», временем обслуживания (погрузо-разгрузочные работы), постоянных и переменных затрат на транспортировку.
  • Расчет расстояния / продолжительности рейса, времени прибытия / убытия на точку маршрута.
Статистический анализ
  • Табличный и графический анализ ключевых показателей эффективности работы ТС / водителей за произвольный период или на дату.
  • Тренды в объемах грузоперевозок и использования транспортных ресурсов, в выручке и прибыли выполненных транспортных работ.

История (этапы) развития
Данное программное решение создавалось и развивается с 2013г. как концептуальный и программно реализованный прототип. Первоначально идея создания появилась в контексте задач по обеспечению и развитию ERP-системы Microsoft Dynamics NAV (Navision) в небольшой распределенной дистрибьюторской фирме. Основные этапы развития:
  • 2014г. Создание прототипа решения под "классический клиент" Microsoft Dynamics NAV (вер.: 5.0, 2009). Исследование применимости типового паттерна проектирования Microsoft Dynamics NAV для задач транспортной логистики. Функции расчета параметров рейсов транспортных средств написаны на C/AL. Предпринята попытка развивать решение на принципах open source.
  • 2015г. Обновление. Исследование подходов к автогенерации новых программных модулей ERP-систем на основе типовых модулей стандартной конфигурации (порождающее программирование). Перенос функций планирования рейсов во внешнее локальное приложение (прототип).
  • 2016г. Обновление до версии NAV 2016, 2017. Интеграция с тиражируемой локально-устанавливаемой системой для оптимизации рейсов сторонних разработчиков.
  • 2017г. Разработка специального "облачного" (веб) сервиса для оптимизации рейсов и взаимодействия с агентами по доставке (водители, курьеры). Вся оптимизационная логика решения, связанная с планированием рейсов, вынесена в этот сервис.
  • 2018г. План. Перевод решения в статус концептуального исследовательского прототипа для моделирования процессов в области корпоративной транспортной логистики. Изучение возможности обновления решения до уровня Microsoft Dynamics 365 "Tenerife".
Вариант реализации

Разработанное решение расширяет стандартную конфигурацию системы функциями подбора транспортного средства, расчета стоимости доставки и контроля ее выполнения. Это позволяет снизить текущие затраты предприятия за счет ускорения процедур планирования доставки, и позволит повысить лояльность клиентов за счет устранения сбоев на этапе выполнения.

Справочники водителей и транспортных средств ("мастер данные") хранят персональную и техническую информацию: о водительских удостоверениях, максимальных полезных массах транспортных средств, их максимальных полезных объемах, данные технических паспортов и т.д.


Для учета данных о рейсах предусмотрен журнал. Посредством него ведется учет фактически израсходованных ГСМ, пройденного расстояния, перевезенной полезной нагрузки и др.

Примечание

Совместное использование этих двух структур данных - справочников и журналов, открывают возможности для статистического анализа и принятия управленческих решений касательно оптимизации используемых ресурсов: нужно ли привлекать дополнительные или лучше сократить, а если то или другое, то какие именно - какие водители и автомобили, или какие транспортные компании более или менее предпочтительны.

Также статистическая обработка данных позволит лучше контролировать затраты и более эффективно управлять ценообразованием на услуги доставки.

Помимо этого, можно решать задачи управления транспортными активами - планировать техническое обслуживания и технические осмотры транспортных средств, контролировать допуск водителей к управлению транспортными средствами в соответствии с их удостоверениями и лицензиями.


Поддержка LTL встроена в заказ продажи, заказ покупки и т.п., обеспечивается группой элементов управления для:
  • расчета расстояния и времени доставки от склада, представительства или офиса до места назначения с использованием картографических сервисов Google Карты / Bing Карты;
  • дополнительного контроля мест погрузки / разгрузки и рассчитанного расстояния / продолжительности в пути с визуализацией маршрутов движения в картографических сервисах Google Карты / Bing Карты;
  • подбора транспортного средства с минимальной ценой и с учетом его зоны (сектора) обслуживания;
  • расчета стоимости услуги по доставке по нескольким методам тарификации (расстояние, вес, время в пути);
  • бухгалтерского учета на финансовых счетах оказанных (реализованных) услуг с начислением НДС.

https://sites.google.com/site/erpacademies/home/solutions/dtms/dtmsnav/dtms03_021_en.png


Опционально можно работать со специальным типом документа - заказом доставки, который формируется на основании других исходных документов, например, заказов покупки, заказов продажи, заказов на перемещения между складами или возвратов.


Это позволяет консолидировать заявки на перевозку грузов из различных компаний (юр. лиц, бизнес-юнитов) базы данных в целевой фирме - той, которая непосредственно управляет службой доставки.


Можно снабдить решение множеством дополнительных сопроводительных документов:
  • печатать или отсылать по электронной почте клиенту подтверждения заказа с информацией о доставке;
  • включать услугу по доставке в заказ (счет) продажи;
  • печатать путевые листы для работающих на линии транспортных средств.


Подключение независимых (внешних) перевозчиков:
  • карточка транспортного средства - веб-доступ с настольного компьютера или мобильного устройства (отображение в аккаунте перевозчика) - заполняется самим перевозчиком и становится доступна для использования заказчиком услуги;
  • счет продажи услуг на стороне перевозчика - веб-доступ с настольного компьютера или мобильного устройства (отображение в аккаунте перевозчика).


Информация о решении на английском языке здесь.

На данную тему

Интересной функцией решения является планирование рейса при наличии ограничения по остатку топлива в баке транспортного средства. Конечно, в городе такую ситуацию сложно себе представить - подзаправиться всегда можно (хотя чего в жизни не бывает, и водитель может запросить такую информационную поддержку у диспетчера), но при работе в труднодоступных местах, такая задача от водителя или экспедитора вполне может поступить: "Дайте мне оптимальный маршрут, где я обязательно должен быть, и при этом гарантированно вернуться на базу, а не застрять с пустыми баками."