О свободном программном обеспечении в "бизнес-образовании"

posted Sep 9, 2019, 2:58 AM by Alexander Stepanov   [ updated Sep 10, 2019, 7:45 AM ]

ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СВОБОДНОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В "БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИИ"

А.А. Степанов, к.т.н., основатель ERPACADEMY.RU

В современном развитом мире к целям «бизнес-образования» можно отнести не только овладение системным подходом к вопросам функционирования предприятий (изучение организационных структур и бизнес-процессов), освоение управленческих концепций и практик менеджмента, но также:
  • Развитие практических навыков управления в условиях «цифровой экономики» с использованием «передовых» ИТ-инструментов;
  • Усиление мотивации учащихся и открытие им новых возможностей для их собственного «старта» в предпринимательской среде (в условиях свободного рынка капитала, свободного обмена информацией, доступного использования технологий). 
«Традиционное бизнес-образование» вкупе с навыками использования инструментов «цифровой экономики» создает для сегодняшних студентов и завтрашних предпринимателей благоприятные возможности для:
  • Создание собственного еще более успешного по сравнению с конкурентами предприятия с эффективной системой управления;
  • Начала деятельности на ИТ-рынке – организации предприятий, специализирующихся на оказании услуг в области управленческого консалтинга и внедрения информационных систем управления, говоря современным языком, «цифровой трансформации».
В конкретном плане, развитие навыков управления с использованием ИТ означает овладение многими средствами «цифровизации» - многими видами информационных систем, в частности:
  • ERP-системами (Enterprise Resource Planning) - реализация эффективной операционной деятельности предприятия;
  • BI-системы (Business Intelligence) — принятие управленческих решений на основе глубокого анализа данных;
  • BPM-системы (Business Process Management) — дизайн и мониторинг бизнес-процессов.
С позиций процесса обучения, представленный выше ИТ-инструментарий можно использовать для моделирования деятельности предприятия (симуляций, бизнес-тренажеров), наполнив базы данных специально подготовленной информацией и снабдив системы методическим обеспечением в виде бизнес-сценариев («кейсов»). Так открывается путь к "лучшим" бизнес-практикам, экспериментам с бизнес-процессами, пониманию ценности ИТ.

Но только свободное программное обеспечение (СПО) позволяет:
  • Осуществлять образовательный процесс в открытой и независимой среде обмена системообразующими знаниями и навыками (нет влияния софтверных вендоров, ориентирующего на определенный набор готовых ИТ-решений и сужающего поле поиска возможностей и выбора технологий по окончании обучения);
  • Неограниченно использовать и распространять результаты учебного процесса — приобретенные учащимися навыки и наработки, за пределы учебных аудиторий для реального (коммерческого) использования и дальнейшего развития.
Также с использованием СПО можно создать новые дополнительные формы обучения с элементами «бизнес-инкубаторов», ориентированные на консультационно-внедренческую деятельность. Для этого, например, был организован научно-практический студенческий кружок МЭСИ «Свободные информационные технологии управления», в рамках которого можно было освоить информационные системы, указанных выше видов, разработать бизнес-модель консультационно-внедренческого центра, организоваться в независимую группу специалистов и начать работать на рынке внедрения систем автоматизации управления предприятиями.

Представленные выше возможности обусловлены наличием зрелых проектов разработки СПО (сообществ), среди которых можно выделить:
Данные программные продукты имеют, с одной стороны, длительную историю их создания и совершенствования международным сообществом специалистов, а с другой — успешный опыт внедрения и использования на российских предприятиях. Вместе с этим, необходимо иметь в виду задачу адаптации этих и других ИТ-инструментов для использования в учебном процессе - учебно-методическое обеспечение (просто «взять и использовать» в учебном процессе не получится).

В завершении отметим, что СПО в области информатизации и автоматизации деятельности предприятий – их «цифровой трансформации», имеет огромный потенциал для «бизнес-образования», если оно будет ориентировано на долгосрочные цели и решение глубинных социально-экономических проблем российского общества ("демократизации" предпринимательства, технологий, знаний и навыков).