Обучение‎ > ‎

"Электронные учебники" и бизнес-симуляторы

Компьютер может быть очень полезен при обучении. Я имею в виду компьютер не только, как средство подключения к Интернет и доступа к знаниям человечества, а компьютер - как "ассистент" преподавателя, и даже - как сам "преподаватель". Во-первых, компьютер можно "научить", чтобы он передавал знания дальше - в удобном для обучаемого режиме и экономично для создателей и распространителей знаний. Во-вторых, компьютер относительно легко может создать учебную среду, которую трудно и дорого обеспечить в реальном мире, например, среду предприятия для обучения навыкам управления.

Одной из первых тем моего научно-инженерного творчества (еще в годы учебы в университете) была создание автоматизированной системы обучения, а по простому говоря, "электронного учебника". Далее, это превратилось в направление, связанное с созданием бизнес-симулятора или бизнес-тренажера для изучения процессного подхода к управлению предприятиями, "лучших практик" и возможностей автоматизированного управления.

История об "электронном обучении": с чего все начиналось


Моя первая компьютерная программа: электронный учебник по основам бухгалтерского учета для технических специальностей, 1997г.

В то время российские вузы (и особенно технические) лихорадочно искали пути для обновления своего образования и повышения конкурентоспособности в свете дико изменившихся условий экономики, которые ставили их на грань выживания. Инженерные факультеты предлагали своим студентам "опциональные" экономические программы (кстати, я был студентом, который воспользовался этой "опцией"). В этой связи создание технических средств, тиражирующих знания и позволяющих студентам заниматься в удобное для них время, было достаточно актуально. Честно говоря, у меня тогда не было предметного интереса к самому бухгалтерскому учету, но была интересна сама тема умного электронного обучения, к которой я подошел как инженер. В заключении отмечу, что парадокс оказался в том - что в будущем отраслевые технические компетенции в условиях спада производства оказались маловостребованы рынком труда (исчез даже сам университет), а то, что я узнал про бухгалтерский учет, привело меня на долгие годы в мир консалтинга по направлению ERP-системы.

Главной "фишкой" обучающей системы была модель представления знаний на основе семантической сети, узлами которой являлись понятия предметной области. Использовались два основных типа отношений: "общее-частное" и "часть-целое". На основе этого работал "автоматический" режим обучения, имитирующий подачу учебного материала человеком-преподавателем. (Примечание: как и сказано на последнем скриншоте, версия (прототип) под Windows была выпущена; в качестве основы для представления учебного материала использовался скомпилированный файл справки, а в последней версии - HTML + веб-браузер - "электронный преподаватель" перелистывал "топики" и HTML-страницы в режиме "автоматического обучения".)

Технология создания бизнес-тренажеров на основе ERP- и BI- систем


Отступление: примеры, достойные изучения

Прошло уже немало времени с тех пор, когда бизнес-симулятор компании IBM Innov8 (Innovate) произвел на меня впечатления и послужил дополнительным источником вдохновения. Однако изначально я искал другой (свой) способ реализации интерактивной учебной среды, позволяющей учащемуся освоить основные практики менеджмента, а заодно и научиться использовать самые современные ИТ для управления различными аспектами деятельности предприятия. Около 15 лет я вынашивал планы, экспериментировал, пробовал различные элементы в учебных процессах университетов и учебных центров.

В итоге, к разработке бизнес-тренажеров (симуляторов) я подхожу по-другому. Я предлагаю менее затратный способ, чем предлагаемый IBM.  Мой поход основан на использовании реальных ИТ: ERP-, CRM-, BI-, BPM- и других систем. Во главу угла рамки данной задачи я ставлю ассоциативное мышление, формирование представления о структурах бизнес-данных и причинно-следственных связях процессов в различных отделах предприятия. Как разрабатывать бизнес-сценарии, как генерировать данные для используемых систем, как обеспечить гейм-плей в процессе обучения, как настроить программные средства - обо всем этом в рамках частных консультаций с представителями образования...

Текущие исследования

Ниже "скетч" разрабатываемого мною (в рамках небольшого свободного времени) такого бизнес-тренажера. Под наброском-картинкой скрывается "движок", реализующий программу обучения (различные бизнес-сценарии) и "механику геймплея", взаимодействующий с обучаемым посредством рассылки и получения сообщений, и анализирующий действия, выполненные в базе данных модельного предприятия. Используется специальная модель представления знаний о предметной области (работы по этой теме я начал примерно четверть века назад в рамках создания электронного учебника, имитирующего подачу материалов преподавателем). В качестве ИТ-среды обучения выбраны ERP-система Dynamics 365 Business Central и инструмент бизнес-аналитики Power BI Desktop (есть ряд функциональных преимуществ, помимо этого я специализируюсь на этой ERP-системе с 2003г).

https://sites.google.com/site/erpacademies/home/notes/note17/Busim1.png?attredirects=0&height=326&width=400

Практикумы и лабораторные среды для бизнес-тренажеров / симуляций


Практикумы снабжаются средой исполнения - программным обеспечением и преднастроенной базой данных для выполнения учебных сценариев.

Моделирование бизнес-процессов при анализе проблем управления. Практикум, 2015-2017, ERPACADEMY.RU,

Анализ корпоративных данных: от Excel к Power BI и Watson Analytics. Практикум, 2015, ERPACADEMY.RU,

Методология ERP-систем: архитектура предприятия, проектирование, разработка и настройка приложений, управление проектом внедрения. Учебное пособие + практикум, 2015, ERPACADEMY.RU,
105 с. | Описание

Автоматизированный управленческий учет средствами ERP-систем. Практикум, 2015-2017, ERPACADEMY.RU,

Планирование и учет дискретных производств средствами ERP-систем. Практикум, 2007-2017, ERPACADEMY.RU,