Заметки для менеджеров проекта, аналитиков и дизайнеров ИТ-систем ‎‎(ERP, CRM, BI, BPM и др.)‎‎ от Александра А. Степанова


Об уникальности и скрытых резервах решений "из коробки"

posted May 14, 2020, 11:32 AM by Alexander Stepanov   [ updated May 14, 2020, 11:47 AM ]

Почти нет сомнений, что настоящее и будущее за готовыми типовыми решениями для автоматизации управления - готовыми к использованию ERP, CRM, WM, BI и проч. Уже мало тех, кто хочет "пилить" свои собственные, создаваемые с нуля информационные системы, так как во многих нишах уже давным-давно "окопались" поставщики, развивающие свои продукты не одно десятилетие. Их продукты все больше напоминают гигантские библиотеки функций на все случаи жизни, т.е. требования клиентов.

Но потенциал для адаптации и "кастомизации" здесь также огромен. Особенно в свете облачных сервисов и технологий искусственного интеллекта и машинного обучения. Для примера: функция расчета цены продажи на основе себестоимости есть в любой ERP-системе (предполагаю, так как "во всех" не проверял). А как насчет прогнозного ценообразования? - себестоимость вычисляется на основе временных рядов по товарной группе или позиции товарной номенклатуры, и от нее уже "пляшет" цена со скидками и накидками. Сегодня сделать такую вещь с технической точки зрения проще простого, достаточно подключить соответствующий сервис, например, из "облака" Azure. Или как насчет того, чтобы выдать прогноз успешности сделки прямо "налету" - в момент заполнения заказа продажи. И это технически несложно!

Основная загвоздка - в целеполагании, осведомленности в возможностях технологий и способности поставить задачу (сформулировать требования). Сегодня я вижу колоссальный разрыв в том "что можно сделать" и "что нужно предприятиям" (как формулируют их представители). Суть моего сообщения в активации поиска новых идей и целей для проектов внедрения ИТ. Какие бы технологические новинки не появлялись, и какие бы новые практики менеджмента не открывались аудитории, все в конечном итоге пока сводится к нескольким базовым вещам - конечному набору целей развития бизнеса, универсальным циклам управления, нескольким способам координации действий (конечному типу оргструктур) и проч. В современном бизнес-контексте все это создает области поиска между ограниченным количеством "развилок" (опций). Нужно только проявить воображение, применить инструмент анализа и создать свое собственное решение на основе множества готовых сервисов и доступных "из коробки" ИТ-продуктов.

Системный анализ, как игра: Часть I, Топливо для мотивации

posted Feb 6, 2020, 1:24 AM by Alexander Stepanov   [ updated May 4, 2020, 11:26 AM ]

В чем смысл работы системного аналитика? На мой взгляд - в обнаружении вариантов решения задачи и содействии выбору наиболее подходящего. Возможно, кому-то из вас уже приходилось видеть скучные бестелесные постановки задач и связанные с ними такие же скучные технические описания. Много-много каких-то деталей в описаниях. Но нет ответа на вопрос "А зачем все это надо?" И атмосфера на таких проектах часто унылая (хотя со временем люди привыкаю почти ко всему). Мне вспоминаются слова одной студентки: "А разве ИТ - это может быть интересно?" Да, в проектах, где нет четких целей и мотивации для их преследования, все становится скучным и блеклым. Мне приходилось работать и в такой среде. Что называется, зарабатывать на хлеб насущный. И с точки зрения профессионального развития в долгосрочной перспективе это путь в никуда. На определенном этапе вы можете набирать новые знания и навыки - и это ценно, но после этого лучше сваливать туда, где интересно.

Но что такое "интересно"? Как я сказал ранее - преследование цели. Приведу небольшой пример. На каком-то проекте перед вами может быть поставлена задача, связанная с разработкой управленческой отчетности. Сама задача может быть интересной, и сейчас мы не будем касаться всех ее аспектов. Но одно из первых с чего я начинаю - это с анализа вариантов инструментария. Вы можете разрабатывать отчетность при помощи встроенных средств ИТ-системы (например, использовать дизайнер отчетов ERP-системы). Вы можете экспортировать данные в Excel и использовать богатые вычислительные и графические возможности этого табличного процессора. Также вы можете использовать специальные инструменты для бизнес-аналитики (BI-систему). Есть и еще варианты. В каждом из них жизненный цикл отчетов будет разный. Разными будут и требования к навыкам пользователям. В ряде вариантов может быть реализован режим самообслуживания (пользователь сам проектирует отчеты, которые ему нужны), а в ряде других - только передача разработки отчетов на сторону (подрядчикам - системным интеграторам).

Всё это поле вариантов создает поле различных возможностей для выигрыша или поражения. Разными будут и сопутствующие расходы. И по структуре и по величине. Мне интересно решать такие задачи. Задачи поиска и выбора (вернее, содействия выбору стейкхолдерами и руководителями проектов). И задач таких - несчетное количество. А игра ведется как со случайными обстоятельствами, так и с игроками, стремящимися обратить эти обстоятельства в свою личную выгоду, а не в пользу проекта как такого.

И такая игра, в случае успеха, сэкономит и бюджет ИТ-проекта, и повысит качество внедряемых ИТ-решений. Но для того, чтобы так работать вам нужно иметь определенные кругозор. А еще владеть навыком задания правильных вопросов, поиск ответов на которые и ведет к цели. И этому можно учиться эмпирически - на опыте. Но можно также использовать и мета-знания типа этих - Счастливая ИТ-система.

Есть вопросы, идеи, задачи? Пишите. Всегда рад обратной связи.

Риски и организационная зрелость в проектах "цифровой трансформации"

posted Dec 27, 2019, 12:21 AM by Alexander Stepanov   [ updated Sep 6, 2020, 12:20 PM ]

Уже много-много месяцев, как я участвую в проекте внедрения ERP-системы на стороне заказчика в роли ИТ-системного аналитика. Почти сразу - примерно в течение первых двух месяцев с момента его начала, меня начали настораживать некоторые вещи, связанные с проектным управлением. Это привело к тому, что для собственного успокоения (по принципу "кто предупрежден, тот вооружен") и частично шутки ради я провел оценку рисков (успех или поражение) на основе методики глобального софтверного вендора. Это был тест на основе нескольких десятков вопросов, которые мне казались "слегка отвлеченными" - казались имеющими косвенное отношение к конкретным и насущным проектным задачам. И результат меня тогда удивил - риски были высоки - в процентном отношении равносильно подбрасыванию монетки. Я постарался все это забыть, уверив себя, что тест "врет", а моя интуиция - всего лишь избыточная подозрительность.

Но прошли многие месяцы. И я убедился, что тест оказался "прав". Хотя проект и выруливает в итоге в технических аспектах на условно удовлетворительную финишную прямую (думаю, акты приема-передачи выполненных работ будут подписаны), колоссальные возможности по совершенствованию организации на основе ИТ упущены безвозвратно. Вначале мне виделись грандиозные возможности (обновленные оптимизированные бизнес-процессы и продвинутые активные пользователи ИТ-системы, современная бизнес-аналитика и функции машинного обучения для поддержки принятия решений и проч., проч.), но субъективно оцениваю в итоге реализацию не более 10% от собственных начальных представлений. Хотя формально проект лично для меня очень успешен, в свое оправдание скажу, что у меня здесь не было никакой управленческой власти и делиться ей не хотели, поэтому приходилось заниматься порученной "проектной текучкой" и научными наблюдениями на будущее (хотя кое-что попробовал, конечно, изменить - открыто делился озабоченностью, критиковал, предлагал альтернативы, но безрезультатно - корпоративный интеллект не может слышать, видеть и воспринимать то, до чего еще не дорос, поэтому пока даже не подозревает об упущенных возможностях).

Что хочу отметить в итоге: идеалы, оптимистическое видение и замыслы проекта важны, также важны и возможности современных ИТ, предоставляющие сегодня восхитительные функциональные и нефункциональные характеристики, но первичен сам потенциал заказчиков и пользователей - уровень проектной зрелости, информационной культуры и "морфологии управления" (помимо теста выше, я произвел оценку применимости выбранных ИТ и другими - "академическими" средствами, которые показали, что вообще "все глухо" - но я не поверил и им), и именно этим и нужно заниматься в первую очередь - не техническими поделками, а информационным бизнес-инжинирингом, если хотите ИТ-инструменты выше, чем табличный процессор и электронная почта. Подробнее здесь...

P.S. Участие в проекте завершаю, поэтому открыт новым возможностям.

Цифровая трансформация как хайп

posted Dec 19, 2019, 2:57 AM by Alexander Stepanov   [ updated May 4, 2020, 9:18 AM ]

Хотя "цифровая трансформация" - это всего лишь маркетинговый, а точнее "хайповый" флажок, стимулирующий работу ваших корпоративных "органов секреции" (выделяющих ИТ-бюджеты) и вызывающий "ИТ-аппетит", все-таки в этом маркетинговом (т.е. рыночном) пузыре, как и в любом другом, есть рациональное зерно. Но чтобы выковырять эту семечку, нужно хорошо постараться.

Что касается, всего остального - обещанного ИТ-вендорами, системными интеграторами, консультантами и т.п. касательно светлого будущего, то забудьте. Так и останетесь голодными - возврат инвестиций будет минимальным. Конечно, освоить бюджет или напилить откаты под данную тему - самое то, но если цели все-таки иные, то лучше от хайпа про "большие данные", "искусственный интеллект" и "облака" перейти к проверенным временем вещам, типа оптимизация, автоматизация, машинная обработка данных, распределенная архитектура и проч. Я не зову вас в прошлое. Наоборот - не постичь снова разочарование от эпохи "дот-комов" и т.п.

Есть принципиальные вещи, из-за которых определенным компаниям никогда не светит максимальная польза от возможностей современных ИТ. Первичны формы организационного управления, уровень корпоративного интеллекта и информационная культура. Инструменты вторичны. Хотя и критически важны. Подробнее - здесь.

Типичные способы "погреть ручки" на неопытности и неосведомленности заказчика ИТ-проекта

posted Oct 27, 2018, 6:58 AM by Alexander Stepanov   [ updated May 4, 2020, 11:39 AM ]

Типичные способы "погреть ручки" на неопытности и неосведомленности заказчика в проектах внедрения систем класса ERP, CRM, BPM и проч.
  • Завысить число пользовательских лицензий, а следовательно, стоимость проекта.
  • Завысить уровень лицензий (условно говоря, не "стандарт", а "премиум"), тем самым завысить стоимость проекта.
  • Завышать объемы выполняемых работ, а следовательно, стоимость проекта.
  • Будучи официальным партнером софтверного вендора, заключить договор на продажу лицензий на программное обеспечение и оказание услуг по внедрению, сознательно не исполнять обязательства по работам, расторгнуть договор, но вернуть оплату только за невыполненную работу, деньги за лицензии в соответствии с условиями разделения доходов от продажи между партнером и вендором "прикарманить" (мол, уже перечислены, глобальному вендору, и если хотите, судитесь с ним).
  • "Мухлевать" со стандартной и "кастомизированной" функциональностью программного продукта: выдавать функции, разработанные вендором, за впервые разработанные специально для клиента (возможно, с "микроскопическими" правками). Как вариант умалчивать о стандартных функциях в новых версиях продукта и предлагать свои собственные "кастомизации" - ранее созданные для предыдущих версий и проектов.
Помните! Защита от ошибок и злоупотреблений только одна - объективный (научный, доказательный) подход к проекту внедрения.

О методологии внедрения ИТ-систем

posted Oct 13, 2018, 12:28 AM by ERPACADEMY   [ updated May 4, 2020, 9:24 AM by Alexander Stepanov ]

Зачастую относительно небольшие компании игнорируют важность методологии внедрения корпоративных информационных систем - уровня ERP, или их частных случаев - CRM, WM, HRM и др. Представителю заказчика может казаться, что тщательно продуманная этапность внедрения, глубокое осмысление альтернативных решений, причин и следствий, создание и актуализация проектной документации - все это какие-то "бюрократические и крючкотворные" феномены.

Однако, методологию внедрения можно сравнить с правилами вождения. Да, можно и без них. Но каковы риски катания на авто - каковы последствия? К сожалению, часто понимание заказчика есть функция от негативного опыта - количества ранее совершенных ошибок. Поэтому предлагаю всем, кто уже когда-либо чувствовал, что внедрение ERP-системы (или чего-то похожего) может быть больно, узнать у меня о средствах защиты вашего проекта. Подробнее - здесь.

О проектной документации

posted Oct 13, 2018, 12:23 AM by ERPACADEMY   [ updated May 4, 2020, 11:24 AM by Alexander Stepanov ]

Документация - неотделимая часть ИТ-проекта. Его память и инструмент управления. Однако, заказчики информационных систем часто имеют затруднения: заказывают, фактически оплачивают и получают документы на определенных стадиях проекта, но толком не знают, что с ними делать...

Я говорю им так: чтобы принять решения, какие документы вам нужны, какого содержания, качества и объема, просто спросите партнера по внедрению: "А что нового я узнаю о своем бизнесе, новой информационной системе и т.п., чего я не знаю сейчас?" А потом задайте вопрос себе: "А что это - новое, даст моему проекту?" В этом и будет заключаться ценность (value) тех "бумаг", которые производят аналитики и консультанты. А сколько платить за этот труд - решать вам.

Ключевое высказывание недели

posted Oct 13, 2018, 12:13 AM by ERPACADEMY   [ updated May 4, 2020, 9:19 AM by Alexander Stepanov ]

Если внедрение информационных систем и дальше будет оставаться только доходным ремеслом, слегка замаскированным под "научность и инженерность" или с отсылками на "лучшие практики", то итог для предприятия-заказчика будет все тот же - его пополняющееся "кладбище" ИТ-систем и проектов внедрения (не спешите покупать "гробы" для этих систем - серверы, рабочие станции и сетевое оборудование). Спасение - в объективизации подходов и методов ко внедрению: прогнозируемости, доказательности и воспроизводимости результатов. Подробнее - здесь.

1-8 of 8